Школа и семья каналы мобильности

Школа и семья каналы мобильности

Самое полное описание каналов вертикальной мобильнос­ти дано П. Сорокиным. Только он их называет «каналами вер­тикальной циркуляции». Он считает, что между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

Особый интерес представляют социальные институты — армия, церковь, школа, семья, собственность, которые исполь­зуются в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия функционирует в качества канала вертикальной циркуляции больше всего в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий и более низких чинов. В военное время солдаты продвига­ются благодаря таланту и храбрости.

Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого ранга, начав с низших чинов. Из 65 византийских императо­ров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им коро­ли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашинг­тон и тысячи других командующих достигли самого высоко­го положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной циркуляции перемес­тила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должност­ных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего движения, церковь стала каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Сре­ди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высших рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. В открытом обще­стве «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

В эпоху Конфуция школы были открыты для всех клас­сов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие уче­ники независимо от их семейного статуса отбирались и пере­водились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

Таким образом, китайская школа постоянно возвыша­ла простых людей и препятствовала продвижению пред­ставителей высших слоев, если они не соответствовали тре­бованиям.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным к риалом социальной циркуляции.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатства и денег. Именно они — один из самых простых и действенных способов социального продвижения.

Читайте также:  Слова заканчивающиеся на лог

Семья и брак становятся каналами вертикальной цир­куляции в том случае, если в союз вступают представители раз­ных социальных статусов. В европейском обществе распрост­раненным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получая то, что каждый хотел.

Социальная структура современного российского общества. Определение социальной структуры современного российского общества затруднено из-за постоянной динамики социальных процессов.

Вместе с тем, имеется ряд исследований, определяющих модель социальной структуры нашего общества.

Так Н.М. Римашевская выделяет следующие социальные группы:

1. «Общероссийский элитные группы»

2. «Региональные и корпоративные элиты»

3. Российский «верхний средний класс»

4. Российский «динамический средний класс»

Другую модель социальной структуры предложила акад. Т.И. Заславская.

Наиболее привилегированным, но самым малочисленным (7%), является «верхний слой». К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государственного управления, а также в экономических и силовых структурах. При этом непосредственно правящая политическая и экономическая элита составляет лишь 0,5%, а остальная часть (6,5%) приходится на крупных и средних предпринимателей, директоров крупных и средних приватизированных предприятий.

Следом за верхним идет «средний слой». Он включает в себя мелких предпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, офицеров, наиболее квалифицированных специалистов и рабочих.

Наиболее многочисленным является «базовый слой». Его составляют интеллигенция, «полуинтеллигенция», служащие из технического персонала, работники массовых профессий в сфере торговли и сервиса, а также рабочие (около 60% населения нашей страны).

«Нижний слой» представлен малоквалифицированными и неквалифицированными работниками, безработными, беженцами и др. Их удельный вес в структуре населения – 8%.

И, наконец, «социальное дно» (5%). В него входят преступные и полуприступные элементы.

В последнее десятилетие было отмечено серьезными количественными и качественными сдвигами в социальной структуре российского общества. Поэтому очень важен вопрос о том, какова траектория этих изменений, ин направления и темпы.

По данным социологических исследований, в России сегодня явно доминирует нисходящая мобильность. Она затронула практически все классы и социальные группы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8526 — | 8113 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читайте также:  Массажные кресла yamaguchi отзывы

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.

Назовите любые три канала социальной мобильности, не упомянутых в тексте, и проиллюстрируйте применительно к современному обществу возможность перемещения индивида посредством каждого из них (сначала укажите канал, затем приведите соответствующий пример).

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие каналы социальной мобильности:

1) бизнес: например, начинающий дизайнер Н., открыв индивидуальное предприятие, занимающееся изготовлением печатной продукции, за несколько лет расширил производство, стал руководителем фирмы «Полиграф» и достиг более высокого экономического положения;

2) образование: например, сотрудница банка Л., успешно завершив обучение в магистратуре, была переведена на более высокую должность;

3) армия: например, гражданин В., начавший службу по контракту, был рекомендован командованием части к обучению в военном училище, после окончания которого В. получил офицерское звание и возможность дальнейшего продвижения по службе.

Могут быть названы другие каналы, приведены другие примеры.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Правильно названы три канала социальной мобильности, к каждому приведены соответствующие примеры. 3
Правильно названы два-три три канала социальной мобильности, к двум из них приведены соответствующие примеры. 2
Правильно названы один–тритри канала социальной мобильности, к одному из них приведён(-ы) соответствующий(-е) пример(-ы). 1
Правильно названы только один–три три канала социальной мобильности.

Приведены только один–три примера.

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Ответ неправильный.

Максимальный балл 3

Правильно названы и проиллюстрированы три канала, не упомянутые в тексте.

Оцените это решение в баллах:

Правильно названы и проиллюстрированы два канала, не упомянутые в тексте.

Оцените это решение в баллах:

Правильно назван и проиллюстрирован один канала, не упомянутый в тексте.

Самое полное описание каналов вертикальной мобильности было дано П. Сорокиным, который называет их «каналами вертикальной циркуляции». Ученый считает, что между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «лифты», с помощью которых индивиды перемещаются вверх и вниз.

Особый интерес представляют такие социальные институты, как армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия функционирует в качества канала вертикальной циркуляции больше всего в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости.

Читайте также:  Сколько времени на урале сейчас

Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого ранга, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего движения, церковь стала каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высших рангов.

Школа, институт образования и воспитания, какую бы конкретную форму ни приобретала, во все века служила мощным каналом социальной циркуляции. В открытом обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

В Китае в эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем — в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Таким образом, китайская школа постоянно возвышала простых людей и препятствовала продвижению представителей высших слоев, если они не соответствовали требованиям.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом социальной циркуляции.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они являются одним из самых простых и действенных способов социального продвижения.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице и каждый получал то, что хотел.

Мобильность может быть как индивидуальной, так и групповой. К факторам индивидуальной мобильности, т. е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другой, социологи относят:

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector