Цифровое общество это сверх интеллектуальное общество

Цифровое общество это сверх интеллектуальное общество

Стратегия «Общество 5.0»

Старший генеральный менеджер подразделения внешних и правительственных связей корпорации Mitsubishi Electric Норицугу Уэмура — о том, какие изменения в государстве и обществе необходимы для перехода к новому экономическому укладу

Проблемы, которые встают перед экономикой разных стран, на самом деле значительно глубже, чем инфляция или безработица. Старение населения или нехватка природных ресурсов в долгосрочной перспективе могут привести к гораздо более катастрофическим последствиям.

Например, кто будет работать, если возраст большей части населения развитых стран перевалит за 70? Если это и преувеличение, то очень легкое. Цифровая экономика — это набор инструментов, которые при правильном применении могут помочь нивелировать подобные угрозы.

Как известно, в 50–70-х годах прошлого века экономика Японии демонстрировала рекордные темпы роста. Это явление назвали японским экономическим чудом. Родилось оно не само собой. Это было результатом целенаправленной государственной политики, и первую скрипку сыграли высокие технологии. Информация о них хлынула в прежде закрытую страну после Второй мировой войны, и правительству удалось правильно ею воспользоваться.

По сей день в Японии существует специальное профильное ведомство, которое занимается высокими технологиями. С 2011 года оно было переименовано в Национальный институт продвижения цифровой экономики и цифрового общества (Japan Institute for Promotion of Digital Economy and Community, JIPDEC). Это неспроста: очевидно, что сегодня самое время сделать еще один подобный рывок, основанный на внедрении цифровых технологий (интернет вещей, искусственный интеллект и т.д.). Только информационно-коммуникационный сектор уже обеспечивает в стране 9% ВВП и 7% рабочих мест (в Евросоюзе — 4% и 3% соответственно). В том числе благодаря внедрению цифровых технологий японская экономика выбирается из долгого периода стагнации — за I квартал 2017 года она выросла на 0,5%.

Один из краеугольных камней инфраструктуры цифровой экономики — развитие широкополосного доступа в интернет. Так исторически сложилось, что в Японии было очень развито телевидение. На базе телевизионной инфраструктуры возникла сеть широкополосного доступа, которая позволила стране одной из первых объединить услуги ТВ, онлайн-провайдеров и телефонной связи. Сейчас Япония занимает одно из первых мест в мире по всем показателям проникновения интернета среди населения и организаций.

Сегодня это дает огромные возможности для развития самых разных отраслей экономики и появления новых видов бизнеса и услуг для достижения экономического роста и решения социальных проблем.

Под эгидой японской федерации крупного бизнеса «Кэйданрэн» были разработаны основы программы создания суперинтеллектуального общества, или «Общества 5.0». По задумке «Кэйданрэн», «Общество 5.0» — это социально-экономическая и культурная система, основанная на передовых цифровых технологиях (большие данные, искусственный интеллект, дополненная реальность), с одной стороны, и обеспечивающая развитие науки и технологий на благо каждого члена общества — с другой.

Стратегия «Общество 5.0» расширяет известную концепцию «Индустрии 4.0». Она не ограничена только производственным сектором, а призвана решать социальные проблемы с помощью интеграции физического и киберпространства. У японских компаний уже есть примеры технологических решений, направленных на реализацию стратегии «Общество 5.0», которые относятся к совершенно разным отраслям. Так, Mitsubishi Electric развивает платформу промышленной автоматизации e-F@ctory, позволяющей создавать «умные» фабрики и заводы. Это вклад в развитие интеллектуальных промышленных систем или «умного производства» на основе искусственного интеллекта и распределенных вычислений (edge computing) — разновидности облачных вычислений, на участках сети, близких к источнику данных. Компания Fujitsu производит носимую электронику Ubiquitousware, которая позволяет применять новые бизнес-модели в здравоохранении. Toshiba работает над альтернативной энергетической системой, которая, как ожидается, снизит зависимость от централизованной генерации электроэнергии за счет использования маленьких локальных источников. Подобные технологии способны в корне изменить экономику и частную жизнь.

Однако для развития цифровой экономики необходимо преодолеть так называемые пять стен. Изменить уровень мышления можно только когда концепцию «Общества 5.0» примут все участники общественных и экономических отношений.

Первая из этих стен — стена министерств и ведомств. Для того чтобы двигаться вперед, нужны четкая национальная стратегия и поддержка инициатив государством вплоть до создания новых органов власти.

Вторая стена — законодательная система. На примере многих стран видно, как прогресс буксует, упираясь в устаревшие законодательные нормы. Наиболее яркие примеры — это Uber или AirBNB: технология уже дает людям возможность зарабатывать напрямую на своих водительских навыках или сдаче жилья, но государство пытается это запрещать (иногда вполне успешно). Это неправильная ситуация.

Третья стена — технологии. Нужно формирование базы знаний, чтобы каждый мог воспользоваться преимуществами цифровой экономики. Посмотрите, например, на создание компьютерных программ. Лет 20 назад, для того чтобы сделать сайт, нужно было владеть навыками программирования. Сегодня сайт или приложение делаются в готовом конструкторе. Так должно быть и с другими технологиями.

Четвертая стена — человеческие ресурсы. Людям нужно объяснять, как работает цифровая экономика, и обучать их, чтобы они были готовы творить.

И, наконец, пятая стена — принятие обществом. Если эти пять стен удастся преодолеть, плоды «Общества 5.0» сможет потреблять не только Япония, но и весь остальной мир. Ведь цифровая экономика во многом стирает физические границы.

Автор — старший генеральный менеджер подразделения внешних и правительственных связей корпорации Mitsubishi Electric

Как видно из рассмотрения состояния передовых современных индустриальных обществ, новых демократических движений, требующих коренной перестройки общественных систем, и нацеленных в будущее социальных концепций, мы стоим на пороге новой общественной структуры. Действительно, индустриальный способ производства выполнил свою историческую роль, обеспечив материальные потребности человечества в жилище, одежде, предметах быта и других вещах. Лишь с помощью рекламы и разжигания неуёмных аппетитов, производителям удаётся привлекать интерес к новым вещам, отнюдь не являющимся предметами необходимости для человека. Вместе с тем, природа постоянно пытается показать, что дальнейшее уничтожение ресурсов, растительности и животного мира ведёт к невосполнимым потерям, превращая землю в полупустыню и помойку, непригодную не только для флоры и фауны, но и для самих уродующих её людей.

Если современное сельское хозяйство способно накормить человечество, а промышленность обеспечить его быт, следовательно перед человечеством стоит новая задача, а, именно, обеспечения достойной человека и всего живого населения земли жизни. По этой причине всё большее и большее количество людей мечтает уже не о материальном благополучии (которое уже обеспечено), а об интересной и полезной для человечества и всего живого жизни. Ещё исследования, проведённые в 70-х гг. американским социологом Рональдом Инглхартом, показали, что тогдашнее молодое поколение в отличие от поколения отцов, которые считали главными такие материальные ценности как постоянный заработок и материальный достаток, уже больше стремилось к духовным ценностям, желая выполнять интересную работу и приносить пользу обществу [316, с. 505-533]. К сожалению, Инглхарту не удалось заметить простой закономерности, что исследованное им старшее поколение было представлено главным образом рабочими, а молодое — интеллигенцией. Теперь, исходя из новых ценностей, передовая часть интеллигенции понимает, что требуется не только изменение основополагающих общественных отношений и коренная перестройка всей общественной системы и требуется не только производство материальных благ, но и производство общественных благ, способствующих развитию здоровых, интеллектуально развитых гуманных по отношению к живой и неживой природе людей и гуманных товарищеских общественных отношений.

Исходя из рассмотренного материала становится понятным, что в новом обществе, которое сменит отживающее последние годы индустриальное общество, на первое место должно выйти не материальное, а интеллектуальное производство, нацеленное на расширенное воспроизводство передовой личности. Это требует совершенствования системы воспитания, которая помимо семейного воспитания должна носить и общественный характер, благодаря использованию труда высокообразованных педагогов и психологов. Столь же необходимо и усовершенствование системы образования, доступной каждому на всех уровнях, вплоть до докторантуры, и обеспечивающей самыми передовыми знаниями, благодаря доступу обучающегося к любой информации. Вспомнив древнюю латинскую пословицу, что «в здоровом теле — здоровый дух», совершенно необходимо всячески развивать и совершенствовать медицину и систему физического восптиания, создавая также здоровую и благоприятную окружающую природную и социальную среду. Производство высоко духовной личности требует также развития и доступности для каждого члена общества всех сфер культуры, в том числе и понимаемой в узком значении слова как литература, искусство, музыка.

Удовлетворение материальных и, особенно, духовных потребностей личности будет постоянно требовать пополнения культурного фонда общества и рождать новые потребности. Постоянно возрастающие потребности будут всё более и более требовать познания мира и его изменения для удовлетворения новых потребностей. Само познание вселенной уже превратилось в потребность и привело огромное количество передовых людей к осознанию ответственности перед животным и растительным миром за сохранение уникальности живой и неживой природы, необходимых для продолжения жизни, и требования комплексного решения экологических проблем всеми заинтересованными в их разрешении лицами разных специальностей.

Читайте также:  Лучший кабель для iphone на aliexpress

Важнейшей потребностью современного человека становится данная от природы и развиваемая образованием потребность в творческом труде, поэтому в новом обществе основными производительными силами будут люди с их способностями, знаниями и навыками, а их главной производительной силой станут знания. Основной сферой экономики несомненно станет производство идей, важиешими из которых будут творческие новации или новые знания, которые в свою очередь станут для их потребителей их новыми производительными силами. По этой причине будущее общество вернее всего было бы назвать «интеллектуальным обществом» [см. 132], а производственные отношения нового общества потребуют сочетания личной заинтересованности в труде (и самореализации человека в творческом труде) с общественной полезностью результатов труда, что в свою очередь потребует коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи.

Предприятия интеллектуального (особенно творческого) труда требуют добровольной самоорганизации людей в ассоциации, обеспечивающие свободный творческий труд, превращающийся из жизненной необходимости в потребность и носящий всеобщий характер. Всеобщий характер творческого интеллектуального труда заключается в том, что его результаты, то есть продукты труда носят инновативный характер и предназначены не для конкретных людей, но для всего общества или даже для всего человечества. Администрирование и планирование во времени препятствуют творчеству в труде, поскольку творческая личность прямо заинтересована в достижении результата и скорейшем использовании научного открытия, изобретения, разработки и т.п., а также в доставляющем удовлетворение самом процессе творческого труда, который уже является мотивацией и стимулом работы. Выбор темы труда должен принадлежать самому трудящемуся, который, как правило, лучше других знает свои возможности. К тому же, работа из-под палки лишает её творческой заинтересованности и тормозит её, поскольку остаётся неудовлетворение от препятствия в использовании творческих способностей высококвалифицированного трудящегося. Вместе с тем общество, исходя из общественных потребностей, может и должно предлагать тематику творческим коллективам, которые оставляют за своими сотрудниками право выбора из предложенных тем, а также право самим трудящимся предлагать темы исследований и разработок. Это не означает, что результаты интеллектуального труда могут оставаться отрицательными. Творческий коллектив, ассоциация (учёных, изобретателей, экспериментаторов и т.п.) и общество несомненно должны оценить результаты и поощрить или наказать трудящегося в зависимости от успеха или неуспеха. Наказание может вылиться в направление неудачника в помощники разработчику другой темы или даже во временном переводе на примитивную (возможно и на физическую) работу.

Такого рода подход к творческому труду не является плодом фантазии или безосновательным предположением, но уже осуществляется в творческих научных коллективах, например, в американской компании «Рэнд-корпорешн». Сотрудники этой организации сами выбирают тематику своих личных исследований из тем, предлагаемых государственными или частными организациями, конкретными лицами или из задуманного самим учёным. Единственным условием их работы является требование, чтобы результат любого исследования отвечал интересам Соединённых Штатов [219, с. 174].

Всеобщий характер интеллектуального труда проявляется не только в том, что его результаты: новые идеи, созданные в сфере воспроизводства человека, познания окружающей природной и социальной среды или производства духовных благ, — предназначаются для потребления их всеми членами общества, и их автор обязан предоставлять их в форме информации любому нуждающемуся в них. Для того, чтобы эти идеи можно было потреблять, они должны быть материализованы в форме письма, устного сообщения, зрительных образов, в мимике, жестах или иной символике, понятной потребителям [см. 131, с. 413-414], и стать известными не ограниченному кругу людей, но войти в форме информации в культурный фонд общества, что позволяет удовлетворять как непосредственный, так и отложенный спрос на них со стороны любого члена общества. Действительно, без инноваций невозможно ни развитие науки, ни изобретательства, ни образования, ни медицины, ни педагогики, ни культуры, ни искусства. Особенностью продуктов интеллектуального труда в отличие от материальных предметов является то (как одним из первых заметил экономист А.В. Селиверстов), что информацию о них можно извлекать из культурного фонда бесконечное число раз, пока они не будут заменены более совершенными идеями. Несомненно, что необходимость в инновациях (и в знаниях, вообще) требует обеспечения доступа к ним всех нуждающихся, и, следовательно, требует установления на них только общественной собственности, потому что все иные формы собственности так или иначе будут тормозить доступ к информации и развитие общества.

Таким образом из процесса производства идей исчезает их обмен. Для получения их не требуется рынок, а, следовательно, их продажа, купля и деньги. Ещё одна особенность продуктов интеллектуального труда — невозможность их стоимостной оценки (Никто не способен сказать сколько стоит «Капитанская дочка» А.С. Пушкина или Первый концерт для фортепьяно с оркестром П.И. Чайковского.). Отношения, формирующиеся в основной сфере производства, производстве идей, постепенно станут вытеснять товарно-денежные отношения и в других сферах производства: в промышленном и сельскозозяйственном производстве, что постепенно приведёт к переходу и всех остальных средств производства в общественную собственность. Неподдаётся оценке окружающая человека природная среда с её невосполнимыми ресурсами, благоприятная социальная среда и т.п. К тому же невозможна эквивалентная денежная оценка и таких продуктов общественного потребления как известия о событиях, знакомство с предметами искусства, как красивый ландшафт, чистый воздух.

В последние годы существования Советского Союза были созданы научно-производственные ассоциации, где наука совмещалась с промышленным производством. Однако главенствующим учреждением в таком объединении было промышленное предприятие. Такая трудовая деятельность реально не выходила за рамки индустриального производства, а наука фактически превращалась в служанку промышленности, которая лишь выполняла задание менее квалифицированных, чем учёные и конструкторы, индустриальных бюрократов. Раскрыть потенциал научных сотрудников таким образом было возможно лишь иногда и лишь отчасти. В лучшем положении были лишь сельскохозяйственные НИИ, обладающие опытными полями и животноводческими фермами. Всё производство, конечной целью которого являются новые материальные продукты, должно строиться по рациональной схеме: фундаментальное научное открытие -» утилизация фундаментального открытия прикладной наукой -> конструирование материального блага изготовление и испытание опытного образца -> внедрение испытанного материального изделия в производство. Таким образом, разработка новых продуктов материального производства должна осуществляться внутри научно-производственного объединения во главе с научной организацией, которой подчинено опытное производство.

Производство традиционных материальных продуктов как в промышленности, так и в сельском хозяйстве в интеллектуальном обществе возможно и необходимо вести согласно плану, исходя из потребностей каждого члена общества и возможностей производства. Рассчитав сколько и каких продуктов приходится на каждого человека, полученные результаты можно сопоставить с результатами общенародного социологического опроса (не исключая возможности квотных, стратифицированных и прочих выборок), исходящего из желаний граждан. В зависимости от запросов, возможно увеличить или сократить производство тех или иных продуктов, для чего может потребоваться увеличение или сокращение объёмов производства, введение новой техники или строительство новых предприятий. При этом плановые органы также должны строиться на добровольной основе и работать по общественному заказу, а вырабатываемые ими планы должны первоначально носить индикативный характер и лишь в случае общественной необходимости превращаться в обязательные к исполнению.

Необходимым условием материального производства должно стать сохранение и даже улучшение благоприятных для жизни природных условий. Основными предметами труда должны быть восполнимые природные материалы. Любое производство должно быть максимально приближено к безотходному. Особенно это касается невосполнимых источников производства, которые должны расходоваться предельно экономно и постепенно заменяться восполнимыми источниками энергии и материалами.

После установления единой собственности на средства производства предприятия, созданные ассоциациями производителей, смогут получить средства производства от общества во владение с условием производить только запланированную обществом продукцию. Всё материальное производство может быть размещено по территории так, чтобы оно полностью удовлетворяло местные потребности в продуктах первой необходимости.

Все традиционно изготовляемые продукты, производство которых обусловлено возможностями производства, можно будет распределять среди населения в соответствии с его потребностями и лимитом, обусловленным делением количества произведённых продуктов на душу населения. Потребности производства в средствах труда и предметах труда также должны распределяться между предприятиями согласно их потребностям. Единственным источником удовлетворения потребностей как личности, так и производства станут фонды общественного потребления строго распределяемые на местный уровень. Новые продукты, количество которых недостаточно для удовлетворения потребностей всех желающих могут распределяться по очереди в зависимости от общей оценки степени потребности внутри трудовых коллективов или местных сообществ.

Читайте также:  R7 370 2gb драйвер

Уже экономическое равенство и экономическая свобода способствуют обеспечению принципа социального равенства. Кроме того, равенство возможности получения образования любого уровня и доступ к любой информации позволяют каждому гражданину понимать стоящие перед обществом проблемы и ликвидировать разделение труда на управленческий и исполнительный, что означает социальное равенство всех граждан вне зависимости от пола и возраста, стирающее все прежние классовые, кастовые и сословные различия и исключающие вертикальную социальную дифференциацию и вертикальную социальную мобильность. Напротив, горизонтальная социальная мобильность, позволяющая вхождение в любую социальную общность, становится неограниченной. Каждый член общества получает возможность пространственного перемещения, проживания в городской или сельской местности, получения образования любого уровня и выбора работы по своему усмотрению в соответствии со способностями, создания формальных и неформальных групп во всех сферах общества и участия в них, выражения своего мнения в опросах любого уровня и средствах массовой информации, обладает всеми демократическими правами.

Аппарат государственной власти и всё связанные с ним политические организации и институты становятся в интеллектуальном обществе ненужными. Исчезают и атрибуты государства. Армия нужна до тех пор пока наряду с интеллектуальными обществами будут существовать индустриальные, нуждающиеся в сырье, рынках сбыта, дешёвой рабочей силе и т.п. Полиция уступит своё место милиции, то есть обеспечивающему социальный порядок народу, который по мере необходимости будет выделять временно вооружаемых добровольцев для борьбы с конкретными преступлениями. Ассоциации профессиональных юристов будут по запросам общественных организаций проводить следствия, предъявлять обвинения, защищать обвиняемых и руководить процедурой суда. Суды должны осуществлять временно выбираемые граждане, консультируемые юристами. Уголовное законодательство должно быть отменено. Судить будут «по совести», исходя из степени тяжести преступления и прецедентов. В основу приговора суда будет положен выявленный в ходе следствия состав преступления и потенциальная опасность для членов общества со стороны преступника. Целью наказания за преступление является исправление преступника, поэтому его временная изоляция от общества нужна лишь в том случае, когда он представляет опасность для окружающих. Наказанием за преступление должно быть перевоспитание в общественнополезной работе в трудовом коллективе, по возможности без изоляции совершившего преступление, но под контролем коллег по работе, которые должны иметь право как продлевать и ужесточать наказание, так и отменять его.

Представительная демократия в интеллектуальном обществе сменится прямой демократией. Государственный аппарат будет заменён самоуправлением трудящихся, поскольку образованные граждане смогут разбираться в социальных процессах и будут обладать опытом самоорганизации. Носителем администрации и лишь временно требуемой власти является только народ. Высшим политическим институтом становится общенародный референдум. Власть в трудовых коллективах принадлежит собранию всех трудящихся. Власть в местных сообществах принадлежит собранию всех граждан местного сообщества. На более высоком уровне производственного объединения или региона высшая власть также должна принадлежать местному референдуму. Второстепенные вопросы могут решаться временными административными комитетами избранных представителей трудовых коллективов или местных сообществ. Принципиальные решения должны обсуждаться на собраниях всеми заинтересованными в конкретном решении лицами и выноситься на региональный (или производственного объединения) референдум. Выносимые на референдумы альтернативы могут готовиться избранными на собраниях группами ad hoc (на данный случай). На ещё более высоком уровне (отрасли производства или области) высшая власть также должна принадлежать референдуму. По мере необходимости можно создавать временные группы представителей трудящихся или населения для подготовки вопросов, анализа и обобщения предложений граждан или для подготовки вопросов референдума. Референдум, проводимый в масштабе всей страны, устанавливает основные законы, обязательные для исполнения на её территории. В чрезвычайных обстоятельствах возможны выборы администрации, регулирующей отношения между автономными производственными и территориальными единицами. Временная администрация избирается гражданами административной единицы или всей страны и ответственна перед выдвигающим её коллективом и всеми её избирателями.

На начальных этапах развития интеллектуального общества в условиях сохранения наций будут ещё сохраняться национальные государства со своей традиционной спецификой формирования сознания и общественного развития, но постепенно произойдёт процесс их объединения в форме конфедерации в единое интеллектуальное общество на основе международной кооперации.

Заинтересованное во всестороннем развитии каждой конкретной личности, способной внести свой специфический вклад в общечеловеческую культуру, интеллектуальное общество предлагает гражданам вырабатывать собственное мировоззрение на основе новейших достижений науки. Огосударствление идеологии как части мировоззрения должно быть запрещено. Должна быть предоставлена полная свобода проведения мировоззренческих дискуссий, включающих идеологию. Распространение антинаучных представлений через принуждение или в процессе образования должно быть запрещено.

В данной научной работе автор утверждает, что в связи с достижениями научно-технического прогресса в ближайшие 50 лет человечество вступит в новую стадию цивилизационного развития – цифровое общество.

Оглавление

  • ***
  • Аннотация
  • Abstract
  • Ключевые слова
  • Благодарности
  • Введение
  • Глава I.. Наш мир. 50 лет спустя
  • Глава II.. Цифровое общество: Homo deus VS Homo digitalis

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цифровое общество середины XXI в. Как новый этап цивилизационного развития. Социально-философский анализ (Р. Р. Мурзагулов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Наш мир. 50 лет спустя

Приступая к этому футурологическому, но по прежнему научному исследованию, мы традиционно начинаем с описания использованных методов и подходов. Метод данного исследования, а именно информационно-коммуникационный подход к рассмотрению структуры и функции предмета нашего исследования, является развитием методологии, примененной автором в диссертационном исследовании. 1

Информационно – коммуникационный подход предусматривает оценку рассматриваемых процессов с точки зрения механизмов взаимодействия (коммуникации) элементов общей структуры. Речь в данном случае идёт об обществе, и, соответственно, мы рассматриваем элементы структуры общества, вырабатываемые обществом знания, а также информацию, как пригодную к обмену форму знания.

Современное информационное общество своей основой имеет информационный обмен между людьми. Общество будущего – «цифровое общество» неминуемо столкнется с процессом взаимодействия людей и неживых предметов, наделенных искусственным интеллектом (ИИ), создаваемым изначально для помощи человеку, но способным ограничивать те действия, которым человек может нанести вред самому себе и окружающим. ИИ и самообучающиеся нейронные сети создают материальную базу «общества контроля» Ж. Делёза о котором мы подробно будем говорить ниже.

По нашему мнению, цифровое общество будет сформировано в период 2060—2080 гг. Придерживаясь стадиальной парадигмы, мы продолжаем логику смены стадий цивилизационного развития человеческого общества предложенную Д. Беллом. 2 Даниэл Белл утверждая первичность смены производственных сил, меняющих производственные отношения, представлял историю человечества как смену доиндустриальной – индустриальной – постиндустриальной (именуемое также «информационным», в том числе в более ранних работах автора данной монографии) эпох развития общества, где в центре – индустриализация, как наиболее значимый фактор смены цивилизационных эпох.

Однако на смену термину «постиндустриальное (информационное) общество» мы вводим новый – «цифровое общество», поскольку наступление цифровой эры принесет обществу как минимум не меньшие перемены, чем произошедшая несколько столетий назад индустриальная революция, что, вероятнее всего, приведет к появлению в дальнейшем новой триады: доцифровое – цифровое – постцифровое общество.

Перемены будут настолько кардинальными, что мы считаем вполне уместным употребление в данном контексте термина «цифровая революция». Так же как индустриальная революция в свое время, революция цифровая полностью изменит личность и общество. Более того, цифровая революция способна полностью изменить само естество человека, его поведение, устремления, желания, эмоции.

Философы, начиная с Платона и Аристотеля, с разной степенью успешности неизменно пытались прогнозировать будущее. Одному из них – Элвину Тоффлеру удалось в своей книге «Шок будущего» (1970) сделать особенно точное предсказание колоссального влияния, которое окажет на человечество в ближайшие десятилетия научно-технический прогресс.

Э. Тоффлер анализировал существующие научные открытия и оценивал перспективы их внедрения. Таким образом, ему удалось предсказать наступление той эры, в которой мы действительно начали жить в XXI веке. Исследователи впоследствии назвали эту эпоху информационным обществом.

«Человечество может погибнуть не от того, что окажутся исчерпанными кладовые земли, выйдет из-под контроля атомная энергия или погибнет истерзанная природа. Люди вымрут из-за того, что не выдержат психологических нагрузок» 3 , – писал Тоффлер в то время, когда не было еще ни интернета, ни мобильной связи, ни много другого, что действительно сделало нашу жизнь переполненной стрессами ввиду перенасыщения информационными потоками.

Идеи Э. Тоффлера были подхвачены и развиты многочисленными последователями, которым удалось в результате предсказать появление интернета, мобильной связи и т.п., а также те изменения сознания человека, которые с этим связаны.

Читайте также:  L355 мигает индикатор чернил

Однако мы смеем предположить, что новый шок будущего, который несет нам следующее пятидесятилетие, будет настолько силен, что указанные выше перемены покажутся нам не слишком значительными.

Ближайшие полвека способны сделать бессмысленными основные инстинкты человека, лишить его основных мотиваций и страхов.

Технические разработки продвинулись настолько, что мы можем ознакомиться с многочисленными прогнозами с точностью до года, с будущим графиком внедрения изобретений, которые полностью изменят нашу жизнь.

Согласно наиболее признаваемому в научном мире прогнозу научно-технического развития человечества Реймонда Курцвейла, систематизированному в многочисленных публицистических источниках 4 , мы можем с высокой долей вероятности предположить, что в течение пятидесяти-ста лет (или ранее) случится и будет доступно подавляющему большинству жителей планеты.

На уровне отдельного человека:

• вместо нынешнего смартфона появится небольшой прибор с экраном на сетчатке глаза или помещенный в головной мозг имплантат, которые позволят человеку мгновенно и полноценно обмениваться информацией любого масштаба или формата. Проводимость каналов связи возрастет многократно, и человеку не нужно будет ехать в офис, магазин, чтобы сделать какую-либо работу или купить товар, так как он будет способен видеть в режиме онлайн (или в записи) своих собеседников и любые другие предметы в максимально возможном разрешении. Офис перестанет быть местом для умственного труда, вся физическая работа будет выполняться машинами

• человек практически перестанет болеть, станут возможными анализ и исправление генома на ранних стадиях формирования плода, замена больных органов новыми, «напечатанными» практически в домашних условиях. Появятся методы сохранения гомеостаза организма на биофизическом уровне

• благодаря развитию генной модификации продуктов проблема голода будет разрешена раз и навсегда

• человек сможет перемещаться в пространстве значительно быстрее, без усилий, навыков вождения и, вероятнее всего, без дорог, т.к. эффективные источники энергии сделают более удобным перемещение по воздуху (прообраз этих средств передвижения – современные дроны)

• получение удовольствия от созерцания, обладания, потребления не обязательно будет связано с наличием материальных предметов. Виртуальная реальность станет такой же реалистичной, как действительность

• персональный робот-ассистент, способный на любые сложные физические действия, выполняемые ныне человеком, будет не менее распространен, чем современные бытовые приборы.

На уровне общества в целом:

• компьютерные системы будут мгновенно принимать безошибочные решения для человека, группы людей, а также для развития и защиты общества в целом

• ввиду развития общественных средств коммуникаций преступления, подобные совершаемым ныне, не смогут оставаться незамеченными, кроме того, самообучающиеся нейронные сети будут учитывать все потенциально опасные поступки человека, предоставляя возможности, либо ограничивая человека, в зависимости от его действий.

• доступ к энергоносителям будет практически неограниченным для организации процессов любой степени сложности, за счет резкого роста эффективности солнечной и других экологически-чистых видов энергии.

Разработчики обещают нам в ближайшие десятилетия действительно революционные технологии:

• полное избавление от всех болезней, голода, любого физического труда, преступности

• абсолютно свободное перемещение в пространстве

• неограниченную энергию для проектов любой сложности, в том числе, космических масштабов

• бесперебойную связь, внедренную непосредственно в наши тела и дающую неограниченную расстоянием свободу общения

• любые виды виртуальных удовольствий, неотличимых от реальных, и многое другое.

Все они приведут к антагонизму образа жизни человека цифровой эпохи с самим естеством человека.

Согласно широко известной теории человеческой мотивации А. Маслоу 5 , человек в первую очередь движим реализацией своих примитивных естественных потребностей и страхов. Однако человек цифрового общества, согласно прогнозам большинства футурологов, не будет находиться в зоне риска страдания, например, от голода. Развитие энергетики и генной модификации продуктов питания обеспечат доступной пищей все население планеты.

Также, с развитием энергетики и технологий, каким бы то ни было жилищем будет обеспечен буквально каждый житель планеты. Виртуальные технологии обеспечат самые разнообразные формы удовольствий, включая сексуальные, для любого желающего.

Развитие медицинских технологий обеспечит здоровье, долголетие и комфортное самочувствие. Средства технического контроля сведут преступность практически к нулю.

Соответственно любые примитивные потребности будут удовлетворены для любого члена общества, независимо от его социального статуса. Человеку будет нечего бояться и нечего желать. Однако эволюция – процесс долгий, и она явно не уложится в те десятилетия, когда все это произойдет.

В этом контексте показательной иллюстрацией является история потребления человеком сахара. В те времена, когда сахар крайне редко появлялся в рационе людей, инстинкт заставлял их исключительно в прагматических целях употреблять настолько много сладкого, сколько может вместить организм. В двадцатом веке сладкое присутствует в рационе каждого жителя планеты без ограничений, однако инстинкт по-прежнему заставляет нас поглощать сахар в избыточных количествах, что провоцирует массу смертельных болезней.

Так что же случится с обществом, когда все его основные потребности будут удовлетворены, но его инстинкты еще не будут «знать» об этом?

Станет ли человек, как считают отдельные авторитетные исследователи, подобием той самой подопытной крысы, которая, получив возможность прямой стимуляции мозговых центров удовольствия, перестала делать вещи действительно важные для нее в частности и для популяции в целом?

Или правы другие, более оптимистично настроенные эксперты, например, Рубен Варданян, утверждающий, что после удовлетворения низменных человеческих желаний так называемый «талантизм» 6 сменит капитализм и станет основой благоденствия для всех?

Забегая вперед, мы вынуждены признать, что не сможем дать однозначных ответов на все поставленные вопросы. Однако, как считает авторитетный футуролог Д. Нейсбит, все ответы на вопросы о будущем содержатся в настоящем, если его внимательно изучать. Поэтому, опираясь на исследования информационного общества, 7 мы предполагаем создать несколько прогностических вариантов моделей развития человеческого общества через пятьдесят лет.

При этом мы не исключаем, что некоторые из описанных нами процессов произойдут раньше, учитывая все возрастающую скорость социальной динамики. Необходимость осмысления тенденций развития современного общества и определяет актуальность данной монографии. Мы, безусловно, рассмотрим лишь часть тенденций, ведущих к изменениям экономических и политических процессов в обществе будущего, оставив более детальное изучение социальных процессов для следующих публикаций.

В начале XXI века ряд исследователей отмечали успехи в области развития средств коммуникации, искусственного интеллекта и генной инженерии. Казалось, это приведет к подлинному преобразованию общества и быстрому построению идеального будущего мира. Однако романтические надежды, связанные со свободным распространением информации, не сбылись в полной мере. Именно в этой связи рядом исследователей был введен термин «постинформационное общество» 8 , как некий промежуточный конструкт между современным информационным обществом и обществом будущего.

А. И. Ракитов, отмечая успехи цивилизации, выделяет и риски, предотвратить которые может власть, которая признает «контроль и регламентацию проблемой глобального законодательства и государственной научно-технологической политики» в наступающей эпохе постинформационного общества. 9 Аналогичные идеи выражает целый ряд исследователей: В. В. Савчук 10 , В. Г. Горохов 11 и др.

В рамках этой монографии мы не планируем анализировать понятие «постинформационное общество», сравнивая его с введенным нами понятием «этапа становления информационного общества», понимая под этим, что современное информационное общество развивается, трансформируется и в ближайшем будущем может сформироваться в совершенно различной форме. Поэтому мы оперируем лишь понятием «цифровое общество» как теоретическим конструктом для обозначения общества 2060—2080 гг.

Как и в любом футурологическом изыскании, мы сделаем попытку выявить те элементы современного общества, которые возможно станут устойчивыми тенденциями повседневной жизни общества через полвека. Мы продолжаем развитие общей концепции мегатрендов Д. Нейсбита. 12 Прогнозируемое этим автором общее описание тенденций развития общества прослеживаются в современном нам обществе – уже сейчас очевидно подтверждение основной идеи Д. Нейсбита о стремлении человека к оптимальному соотношению «технический прогресс/душевный комфорт».

Люди с радостью используют технологические новинки, которые не нарушают это соотношение. Однако технологии стремительно развиваются, неминуемо меняя не только образ жизни «среднего человека», но и общества в целом.

Оглавление

  • ***
  • Аннотация
  • Abstract
  • Ключевые слова
  • Благодарности
  • Введение
  • Глава I.. Наш мир. 50 лет спустя
  • Глава II.. Цифровое общество: Homo deus VS Homo digitalis

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цифровое общество середины XXI в. Как новый этап цивилизационного развития. Социально-философский анализ (Р. Р. Мурзагулов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector